Часто задаваемые вопросы

Изменения, внесенные в Жилищный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 25.05.2020 № 156-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

 

С 25.05.2020 Федеральным законом от 25.05.2020 № 156-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в ст. 44, 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Данным документом скорректирован порядок проведения заочного голосования собственников помещений многоквартирного дома с использованием системы.

В соответствии с внесенными изменениями, жителям многоквартирных домов предоставлено право выбора системы с целью проведения голосования  в электронной форме:

- государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ, система);

- региональная информационная система, созданная на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, используемой для проведения собрания в заочной форме, при непосредственном управлении домом;

- иные информационные системы независимо от способа управления домом.

При этом, упразднено требование, согласно которому для перехода на электронный формат голосования необходимо принять соответствующее решение на общем собрании собственников помещений в «обычных» формах.

Вместе с тем, урегулированы вопросы, касающиеся проведения первого собрания с использованием системы.

Инициатором такого собрания может быть собственник помещения или лицо, осуществляющее деятельность по управлению домом. На инициатора возлагаются полномочия администратора, в соответствии с которыми  он определяет продолжительность голосования по вопросам, включенным в повестку дня, а также порядок приема решений.

При организации первого собрания в заочной форме с использованием системы администратор обязан не позднее чем за десять рабочих дней до даты проведения собрания разместить в системе и направить с использованием системы собственникам помещений дома сообщение о проведении собрания, порядке предоставления письменного отказа от его проведения. Также на данное лицо возлагается требование о размещении в общедоступных местах указанное сообщение и информацию о правилах доступа к системе не зарегистрированных  в ней собственников.

Стоит отметить, что администратор выполняет возложенные на него функции в рамках конкретного общего собрания собственников помещений. В дальнейшем при организации собрания в повестку для необходимо включать вопросу об определении администратора общего собрания, порядке приема им сообщений о проведении собрания и решений собственников, а также продолжительности голосования.

Собственникам помещений многоквартирного дома предоставлено право отказаться от проведения общего собрания в электронном формате. Для этого необходимо не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения первого общего собрания собственников в форме заочного голосования с использованием системы ГИС ЖКХ представить письменный отказ лицу, осуществляющему деятельность по управлению многоквартирным домом.

На лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, возложена обязанность по регистрации указанных отказов и не позднее чем за 2 рабочих дня представить их администратору собрания.

В случае, если отказы поступили от собственников, обладающих более 50 % голосов от общего числа голосов собственников помещений дома первое общее собрание не проводится.

Важным изменением жилищного законодательства является увеличение продолжительности голосования с использованием информационных систем. Раньше она составляла от 3 до 5 дней, сейчас – от 7 до 60.

Аналогичные требования предъявляются к общему собранию собственников помещений многоквартирного дома с использованием региональной информационной системы при условии обеспечения размещения в системе  в автоматизированном режиме сообщений о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, решений, принятых на общем собрании, итогов голосования, протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, решений. Обязательно соблюдение требований по информированию всех собственников помещений многоквартирного дома о проведении общего собрания, решениях, принятых жителями дома, хранению протокола.

Данным документом изменены сроки проведения годового собрания собственников помещений многоквартирного дома, годовое собрание членов товарищества собственников жилья.

Указанные собрания проводятся в срок до 01.01.2021, включая случаи, если в уставе жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива установлены иные сроки.

 

Кто должен заключать договор с региональным оператором?

 

Обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению  с ТКО возложена:

- в жилых помещениях в многоквартирных домах - на лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом в соответствии                          с жилищным законодательством Российской Федерации;

- в жилых домах, - на организацию (в том числе некоммерческое объединение), действующее от своего имени и в интересах собственника либо на собственника такого дома;

- в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах и на земельных участках, - на лицо, владеющее такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях,  или уполномоченных ими лица.

В случае, если собственниками помещений многоквартирного дома не выбран способ управления, выбран непосредственный способ управления, принято решение о переходе на прямые договорные отношения либо прекращены договорные отношения между регоператором и организацией, осуществляющей деятельность по управлению домом, то каждый собственник в таких домах должен заключить указанный договор.

 

Я не заключил договор с региональным оператором. Должен ли я оплачивать услугу по сбору и вывозу ТКО?

 

Договор на оказание услуги по сбору, транспортированию, обработке и захоронению ТКО с региональным оператором обязаны заключить все собственники ТКО. Он носит характер публичной оферты и размещается на сайте регионального оператора.

В соответствии с Правилами обращения с ТКО, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, то договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, может быть заключен путем совершения конклюдентных действий.

Такой договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами № 354, с даты начала предоставления коммунальных услуг.

 

Должны ли заключать договор на вывоз ТКО садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан?

 

Да. Заключить договор с регоператором обязаны все организации,у которых образуются твердые коммунальные отходы.

При этом условия предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО собственнику и пользователю жилого дома по его выбору определяются:

- в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО, заключаемом собственником жилого дома с регоператором;

- в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО, заключаемом собственником жилого дома с организацией (в том числе садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующим регоператором.

 

Как рассчитывается плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО?

 

Плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами зависит от количества зарегистрированных граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, норматива накопления твердых коммунальных отходов и тарифа                                     по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.  

На территории области норматив потребления коммунальной услуги   по обращению с ТКО установлен постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации области от 20.12.2019 № 118/01-25. Предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО утвержден постановлением Департамента цен и тарифов администрации области от 19.12.2019 № 50/1, от 19.12.2019  № 50/2, от 30.12.2019 № 54/1.

Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается по формуле:

     

где,

ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении;

 - норматив накопления твердых коммунальных отходов;

Tотх - цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденная уполномоченным органом;

12 – количество месяцев в году.

 

В моей квартире, расположенной в г. Владимире площадью 70 кв.м., зарегистрировано 6 человек. Сколько мне придется заплатить за коммунальную услугу по ТКО?

 

Региональным оператором для зоны № 2, куда входит муниципальное образование город Владимир, определено ООО «Биотехнологии». Следовательно, расчет платы будет осуществляться следующим образом:

 

6 человек * 2,44 куб.м./12 * 540 руб. 82 коп.

и составит 660 руб.

 

Я являюсь собственником двух квартир, но проживаю в одной. Почему я должен платить за обе?

 

Порядок начисления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО регулируется нормами Жилищного кодекса РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирном доме и жилых домов, утвержденными постановление Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее – Правила).

В соответствии с требованиями законодательства, если у собственника несколько квартир или домов, то он обязан оплачивать услугу по всем объектам. Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО зависит от количества зарегистрированных в жилом помещении лиц, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, норматива накопления твердых коммунальных отходов и тарифа по обращению  с твёрдыми коммунальными отходами.  

Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.

При этом, в случае отсутствия зарегистрированных в жилом помещении граждан, расчет платы осуществляется исходя из количества собственников.

 

Почему собственники дач и гаражей должны оплачивать ТКО несколько раз?

 

В соответствии с п. 4 статьи 27.4 закона № 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО  с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО  и находятся места их накопления.

Гаражный кооператив является самостоятельным субъектом отношений с иным (отдельным от жилого помещения) объектом образования ТКО, поэтому подлежит заключению отдельный договор с гаражным кооперативом на указанный объект.

Оплата за обращение с ТКО не будет происходить дважды, т.к. физическое лицо, проживающее в МКД, будет платить за ТКО, которые образовались в жилом помещении, и за ТКО, которые образовались в его гараже (в составе членских взносов в гаражном кооперативе) или на его садовом участке (в составе соответствующих взносов).

В соответствии с Правилами коммерческого учета (постановление Правительства РФ от 03.06.2016 № 505) коммерческий учет может осуществляться также по фактическому количеству и объему контейнеров.

Для этого гаражному кооперативу или СНТ при заключении договора с РО необходимо указать данный способ коммерческого учета и платить  за фактически накопленные ТКО.

 

Мне некорректно выставлен платежный документ. Куда обратиться?

 

Если плата за обращение с ТКО начислена неправильно, то вы можете обратиться в офис регионального оператора.

Порядок проведения перерасчета платы предусмотрен Постановлением Правительства РФ № 354.

В соответствии с требованиями Правил, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги в случаях:

- предоставления услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающую установленную продолжительность;

- при перерывах в предоставлении услуги для проведения ремонтных  и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов.

В соответствии с Приложением № 1 к Правилам установлено требование об обеспечении своевременного вывоза твердых коммунальных отходов  из мест (площадок) накопления:

- в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток;

- в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки.

При этом утверждено допустимое отклонение сроков:

- не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца;

- не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5 °C и ниже;

- не более 24 часов единовременно - при среднесуточной.

Изменение размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность производится за каждые 24 часа отклонения суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы  за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 3,3 процента размера платы, определенного за такой расчетный период.

В случаях выявления факта предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества потребитель вправе уведомить исполнителя письменно или устно. Обращение подлежит обязательной регистрации.

По итогам проверки доводов потребителя составляется акт, в котором указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.

Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке.

Данный документ является основанием для проведения перерасчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО.

Перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению  с ТКО также предусмотрен при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, при отсутствии потребителя в жилом помещении.

Для проведения перерасчета потребителю необходимо предоставить исполнителю коммунальной услуги (региональный оператор, управляющая организация и т.д.)  заявление о проведении перерасчета в связи с отсутствием потребителя в жилом помещении и документ, подтверждающий его отсутствие в заявленный для перерасчета период.

В случае отказа в проведении перерасчета платы граждане вправе обратиться в Государственную жилищную инспекцию.

 

 Кто отвечает за обустройство контейнерных площадок?

 

Правительством Российской Федерации приняты Правила обустройства мест накопления ТКО (Постановление от 31.08.2018 N 1039). В них определено, что обязанность по созданию площадок для накопления отходов лежит на органах местного самоуправления, исключая случаи, когда за это ответственны другие лица.

Реестры мест (площадок) накопления ТКО, создаваемых  в муниципальных образованиях, должны содержать данные о местонахождении и схеме размещения площадок, их технических характеристиках (площадь, количество контейнеров и их объем),  о собственниках (юрлица, ИП, физлица) и источниках образования отходов, которые складируются на каждой площадке. Реестры должны быть размещены в открытом доступе на официальных сайтах муниципалитетов,  а если у органа местного самоуправления таковых нет, то - на порталах субъектов РФ.

 

Если у дома не выбран способ управления: кто отвечает за контейнерные площадки?

В такой ситуации за создание и содержание контейнерных площадок отвечает собственник земельного участка, на котором она расположена. Также с 1 января 2019 выполнение этой функции относится к полномочиям органов местного самоуправления.

 

За что в новой системе обращения с ТКО отвечают управляющие организации?

 

В соответствии с требованиями Правил № 354 управляющая организация обязана не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления услуги регоператором предоставить регоператору перечень сведений, необходимый для корректного начисления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО. Полный перечень необходимой информации определен п. 148 (1) Правил.

В случае непредоставления данных сведений и (или) предоставления недостоверных сведений, убытки регионального оператора, понесенные в связи с выплатой штрафа за нарушения порядка начисления платы, будут подлежат возмещению организацией, предоставившей такие сведения.

Кроме этого, независимо от наличия либо отсутствия прямых договоров за УО также остается обязанность:

- самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техобслуживание внутридомовых инженерных систем (например мусоропроводы);

- принимать в порядке и установленные сроки, сообщения потребителей о факте предоставления КУ по ТКО ненадлежащего качества и (или)                      с перерывами, превышающими установленную продолжительность, организовывать и проводить совместно с регоператором проверку такого факта с составлением соответствующего акта проверки, а при наличии вреда, причиненного нарушением качества коммунальных услуг, - также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя;

- вести учет жалоб потребителей на качество предоставления КУ, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа;

- осуществлять контроль за соблюдением регоператором графика и в случае выявления нарушений составлять акты о некачественном предоставлении коммунальных услуг.

В соответствии с подп.  "д(2)" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, п. 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 в состав содержания общего имущества включен такой элемент, как содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.

Работы по содержанию контейнерных площадок включает в себя их обслуживание (покраска, ремонт и т.д.) санитарную очистку, в том числе подбор (уборка мусора, находящегося вне контейнера, за исключением просыпавшегося при погрузке регоператором), подметание и т.д.

Также на управляющие организации возложена обязанность по организации вывоза отходов и контролю за выполнением графика удаления отходов.