Часто задаваемые вопросы

 

Кто должен заключать договор с региональным оператором?

 

Обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с ТКО возложена:

- в жилых помещениях в многоквартирных домах - на лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;

- в жилых домах, - на организацию (в том числе некоммерческое объединение), действующее от своего имени и в интересах собственника либо на собственника такого дома;

- в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах и на земельных участках, - на лицо, владеющее такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченных ими лица.

В случае, если собственниками помещений многоквартирного дома  не выбран способ управления, выбран непосредственный способ управления, принято решение о переходе на прямые договорные отношения либо прекращены договорные отношения между регоператором и организацией, осуществляющей деятельность по управлению домом, то каждый собственник в таких домах должен заключить указанный договор.

 

Я не заключил договор с региональным оператором. Должен ли  я оплачивать услугу по сбору и вывозу ТКО?

 

Договор на оказание услуги по сбору, транспортированию, обработке  и захоронению ТКО с региональным оператором обязаны заключить все собственники ТКО. Он носит характер публичной оферты и размещается  на сайте регионального оператора.

В соответствии с Правилами обращения с ТКО, если потребитель  не направил региональному оператору заявку и документы, то договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, может быть заключен путем совершения конклюдентных действий.

Такой договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами № 354, с даты начала предоставления коммунальных услуг.

 

Должны ли заключать договор на вывоз ТКО садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан?

 

Да. Заключить договор с регоператором обязаны все организации, у которых образуются твердые коммунальные отходы.

При этом условия предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО собственнику и пользователю жилого дома по его выбору определяются:

- в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО, заключаемом собственником жилого дома с регоператором;

- в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО, заключаемом собственником жилого дома с организацией (в том числе садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом), которая от своего имени и в интересах собственника заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующим регоператором.

 

Как рассчитывается плата за коммунальную услугу по обращению  с ТКО?

 

Плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами зависит от количества зарегистрированных граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, норматива накопления твердых коммунальных отходов и тарифа  по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.  

На территории области норматив потребления коммунальной услуги  по обращению с ТКО установлен постановлением Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации области от 20.12.2019 № 118/01-25. Предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО утвержден постановлением Департамента цен и тарифов администрации области от 19.12.2019 № 50/1, от 19.12.2019 № 50/2, от 30.12.2019 № 54/1.

Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается по формуле:

     

где,

ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении;

 - норматив накопления твердых коммунальных отходов;

Tотх - цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденная уполномоченным органом;

12 – количество месяцев в году.

 

В моей квартире, расположенной в г. Владимире площадью 70 кв.м., зарегистрировано 6 человек. Сколько мне придется заплатить за коммунальную услугу по ТКО?

 

Региональным оператором для зоны № 2, куда входит муниципальное образование город Владимир, определено ООО «Биотехнологии». Следовательно, расчет платы будет осуществляться следующим образом:

6 человек * 2,44 куб.м./12 * 540 руб. 82 коп.

и составит 660 руб.

 

Я являюсь собственником двух квартир, но проживаю в одной. Почему я должен платить за обе?

 

Порядок начисления платы за коммунальную услугу по обращению  с ТКО регулируется нормами Жилищного кодекса РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирном доме и жилых домов, утвержденными постановление Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее – Правила).

В соответствии с требованиями законодательства, если у собственника несколько квартир или домов, то он обязан оплачивать услугу по всем объектам. Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО зависит от количества зарегистрированных в жилом помещении лиц, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, норматива накопления твердых коммунальных отходов и тарифа по обращению  с твёрдыми коммунальными отходами.  

Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.

При этом, в случае отсутствия зарегистрированных в жилом помещении граждан, расчет платы осуществляется исходя из количества собственников.

 

Почему собственники дач и гаражей должны оплачивать ТКО несколько раз?

 

В соответствии с п. 4 статьи 27.4 закона № 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

Гаражный кооператив является самостоятельным субъектом отношений с иным (отдельным от жилого помещения) объектом образования ТКО, поэтому подлежит заключению отдельный договор с гаражным кооперативом на указанный объект.

Оплата за обращение с ТКО не будет происходить дважды, т.к. физическое лицо, проживающее в МКД, будет платить за ТКО, которые образовались в жилом помещении, и за ТКО, которые образовались в его гараже (в составе членских взносов в гаражном кооперативе) или на его садовом участке (в составе соответствующих взносов).

В соответствии с Правилами коммерческого учета (постановление Правительства РФ от 03.06.2016 № 505) коммерческий учет может осуществляться также по фактическому количеству и объему контейнеров.

Для этого гаражному кооперативу или СНТ при заключении договора с РО необходимо указать данный способ коммерческого учета и платить  за фактически накопленные ТКО.

 

Мне некорректно выставлен платежный документ. Куда обратиться?

 

Если плата за обращение с ТКО начислена неправильно, то вы можете обратиться в офис регионального оператора.

Порядок проведения перерасчета платы предусмотрен Постановлением Правительства РФ № 354.

В соответствии с требованиями Правил, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги в случаях:

- предоставления услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества  и (или) с перерывами, превышающую установленную продолжительность;

- при перерывах в предоставлении услуги для проведения ремонтных  и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов.

В соответствии с Приложением № 1 к Правилам установлено требование об обеспечении своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления:

- в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток;

- в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки.

При этом утверждено допустимое отклонение сроков:

- не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца;

- не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5 °C и ниже;

- не более 24 часов единовременно - при среднесуточной.

Изменение размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность производится за каждые 24 часа отклонения суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 3,3 процента размера платы, определенного за такой расчетный период.

В случаях выявления факта предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества потребитель вправе уведомить исполнителя письменно или устно. Обращение подлежит обязательной регистрации.

По итогам проверки доводов потребителя составляется акт, в котором указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.

Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке.

Данный документ является основанием для проведения перерасчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО.

Перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО также предусмотрен при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, при отсутствии потребителя в жилом помещении.

Для проведения перерасчета потребителю необходимо предоставить исполнителю коммунальной услуги (региональный оператор, управляющая организация и т.д.)  заявление о проведении перерасчета в связи с отсутствием потребителя в жилом помещении и документ, подтверждающий его отсутствие в заявленный для перерасчета период.

В случае отказа в проведении перерасчета платы граждане вправе обратиться в Государственную жилищную инспекцию.

 

Кто отвечает за обустройство контейнерных площадок?

 

Правительством Российской Федерации приняты Правила обустройства мест накопления ТКО (Постановление от 31.08.2018 N 1039). В них определено, что обязанность по созданию площадок для накопления отходов лежит на органах местного самоуправления, исключая случаи, когда за это ответственны другие лица.

Реестры мест (площадок) накопления ТКО, создаваемых  в муниципальных образованиях, должны содержать данные о местонахождении и схеме размещения площадок, их технических характеристиках (площадь, количество контейнеров и их объем),  о собственниках (юрлица, ИП, физлица) и источниках образования отходов, которые складируются на каждой площадке. Реестры должны быть размещены в открытом доступе на официальных сайтах муниципалитетов,  а если у органа местного самоуправления таковых нет, то - на порталах субъектов РФ.

 

 Если у дома не выбран способ управления: кто отвечает за контейнерные площадки?

В такой ситуации за создание и содержание контейнерных площадок отвечает собственник земельного участка, на котором она расположена. Также с 1 января 2019 выполнение этой функции относится к полномочиям органов местного самоуправления.

 

 За что в новой системе обращения с ТКО отвечают управляющие организации?

 

В соответствии с требованиями Правил № 354 управляющая организация обязана не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления услуги регоператором предоставить регоператору перечень сведений, необходимый для корректного начисления платы за коммунальную услугу по обращению  с ТКО. Полный перечень необходимой информации определен п. 148 (1) Правил.

В случае непредоставления данных сведений и (или) предоставления недостоверных сведений, убытки регионального оператора, понесенные в связи с выплатой штрафа за нарушения порядка начисления платы, будут подлежат возмещению организацией, предоставившей такие сведения.

Кроме этого, независимо от наличия либо отсутствия прямых договоров за УО также остается обязанность:

- самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техобслуживание внутридомовых инженерных систем (например мусоропроводы);

- принимать в порядке и установленные сроки, сообщения потребителей о факте предоставления КУ по ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, организовывать и проводить совместно с регоператором проверку такого факта с составлением соответствующего акта проверки, а при наличии вреда, причиненного нарушением качества коммунальных услуг, - также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя;

- вести учет жалоб потребителей на качество предоставления КУ, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы направлять потребителю ответ               о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа;

- осуществлять контроль за соблюдением регоператором графика и в случае выявления нарушений составлять акты о некачественном предоставлении коммунальных услуг.

В соответствии с подп.  "д(2)" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, п. 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 в состав содержания общего имущества включен такой элемент, как содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями.

Работы по содержанию контейнерных площадок включает в себя их обслуживание (покраска, ремонт и т.д.) санитарную очистку, в том числе подбор (уборка мусора, находящегося вне контейнера, за исключением просыпавшегося при погрузке регоператором), подметание и т.д.

Также на управляющие организации возложена обязанность по организации вывоза отходов и контролю за выполнением графика удаления отходов

 

Порядок начисления платы за коммунальные услуги в отсутствии в жилом помещении, зарегистрированных лиц.

 

Требованиями действующего законодательства установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ч. 1 с. 153 ЖК РФ).

В случае нового жилья обязанность по внесению данной платы у лица, принявшего от застройщика, возникает после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме  по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи (п. 6 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).

Согласно части 3 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения. В развитие указанного положения, частью 11 статьи 155 ЖК РФ установлено, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Исходя из обобщения указанных норм права само по себе отсутствие регистрации гражданина в жилом помещении, собственником которого  он является, не может служить основанием ограничения или условием реализации прав на пользование коммунальными услугами и жилым помещением, так и основанием для освобождения его от исполнения установленных законом обязанностей, в частности от обязанности оплачивать предоставляемые коммунальные услуги.

С 01 января 2017 года в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 внесены изменения, согласно которых порядок начисления платы за коммунальные услуги при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан и установленных в жилом помещении индивидуальных приборов учета энергоснабжения, определяется из количества собственников такого помещения.

 

Курение граждан в жилом помещении и в помещениях общего пользования.

 

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» для предотвращения воздействия табачного дыма на здоровье человека запрещено курение табака в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов. За нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма установлена дисциплинарная гражданско-правовая и административная ответственность (ст. 23 Федерального закона).

В соответствии со ст. 6.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение установленного Федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1500 руб.

 При этом жилые помещения в многоквартирном доме, в том числи комнаты в коммунальных квартирах, не являются помещениями общественного пользования, следовательно, принять меры к гражданину за курение в своем помещении не представляется возможным.

 

 

Применение управляющими организациями платы за содержание жилого помещения в размере платы, установленной органом местного самоуправления для нанимателей и собственников жилых помещений многоквартирных домов.

В силу ч. 1 ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее –ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.

Пунктом 17 правил содержания общего имущества в многоквартирном доме,утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491,
собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.

Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и
устанавливается на срок не менее чем один год (ч. 7 ст. 156 ЖК РФ).

В случае если, собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за
содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (ч. 4 ст. 158 ЖК РФ).

Из приведенных норм следует, что на собственников помещений многоквартирного дома возложена обязанность по проведению ежегодного собрания для определения размера платы за жилое помещение на соотвествующий год. При отсутствии решения общего собрания собственников об установлении такой платы, плата подлежит исчислению исходя из размера, установленного органом местного самоуправления на соответствующий год.

Аналогичная позиция Подтверждена письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17 марта 2016 г. № 7513-ОЛ/04.

 

Начисления платы за коммунальную услугу по газоснабжению в период отсутствия введенного в эксплуатацию прибора учета газа.

 

Порядок определения объема газа, потребленного для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, и порядок расчета размера платы за него установлены Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 (далее – Правила).

Указанными Правилами установлены обязанности, как абонента (собственника жилого помещения), так и поставщика газа.

 Абонент обязан самостоятельно обеспечивать предоставление прибора учета газа для проведения очередной поверки в установленный срок (пункт 21 Правил).

При этом действующим законодательством обязанности уведомления абонента об истечении межповерочного интервала счетчика газа, а также осуществления каких-либо действия по поверке, ремонту или замене приборов учета газа на поставщика газа не возложено.

В соответствии с пунктом 25 Правил № 549 определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при условии, что прибор учета газа находится в исправном состоянии и срок проведения очередной поверки прибора учета не наступил.

Данное правило обусловлено тем, что по истечении установленного изготовителем срока поверки индивидуального прибора учета его показания  об объеме потребляемых коммунальных услуг не могут считаться достоверными, что фактически позволяет констатировать отсутствие прибора учета, поэтому расчет платы в таких случаях производится исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (п. 32 Правил № 549).

Кроме того пунктом 38 Правил предусмотрено, что объем потребленного газа при использовании его по нескольким видам потребления рассчитывается путем суммирования объемов потребленного газа, использованного по каждому виду потребления.

 

 

Правомерность выставления платы за техническое обслуживание внутриквартирного и внутридомового газового оборудования (далее – ВКГО, ВДГО).

 

В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170 (далее – Правила №170), на управляющей организации лежит обязанность по техническому обслуживанию и содержанию внутридомовых сетей газоснабжения, которые согласно ст. 36 ЖК РФ, относятся к общему имуществу МКД.

Работы и услуги, связанные с обслуживанием внутридомового газового оборудования (а также дымоходов и вентканалов), относятся к работам по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД, плата за такие услуги уже включена в состав платы за содержание жилого помещения, следовательно дополнительной оплаты не требуют.

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, в том числе услуг по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО, дымоходов и вентканалов, закреплен постановлениями Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, от 14.05.2013 № 410.

В случае отсутствия в договоре управления перечня всех необходимых работ, входящих в минимальный перечень, обязанность по их выполнению все равно сохраняется за управляющей организацией в силу требований действующего законодательства. В связи с чем работы по техническому обслуживанию ВДГО, дымоходов и венканалов не могут быть исключены из перечня обязательных работ, следовательно и плата за такие работы не подлежит исключению из платы за содержание жилого помещения.

Однако данные работы не предполагают обслуживание внутриквартирного газового оборудования. В соответствии с Правилами № 170, Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 (далее – Правила), газовые плиты (внутриквартирное газовое оборудование) обслуживаются специализированными предприятиями на основании отдельных договоров, заключенных с каждым собственником индивидуально, за отдельную плату, не входящую в состав платы за содержание жилого помещения, что соответствует требованиям действующего законодательства.

Правоотношения, складывающиеся при установлении специализированной организацией прейскуранта цен на услуги по обслуживанию ВКГО, носят гражданско-правовой характер. Условия договора, предусматривающие цену за оказываемые услуги, относятся к разряду существенных условий и могут быть оспорены исключительно в судебном порядке (о чем имеется соответствующая судебная практика: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.02.2017 N Ф05-22049/2016 по делу N А40-75769/2016).

Стоимость вышеуказанных услуг рассчитывается и устанавливается специализированными организациями с учетом Методических рекомендаций о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам России от 27.12.2013  N 269-э/8.

При этом государственное регулирование тарифов за данную услугу действующим законодательством не предусмотрено. Указанная услуга является конкурентной и ее стоимость устанавливается организацией, оказывающей данный вид деятельности, на основании заключенного договора.

Кроме того, Жилищным законодательством не предусмотрены ограничения повышения размера платы за указанные услуги. Такое ограничение установлено только в отношении платы за коммунальные услуги (ч. 1 ст.157.1. ЖК РФ).

Таким образом, плата за техническое обслуживание ВДГО входит в плату за содержание жилого помещения и вносится жителями исключительно в адрес управляющей организации, плата же техническое обслуживание ВКГО оплачивается жителями  только специализированной организации (плата за данную услугу не поступает в управляющую организацию МКД).